Если ключевая ставка ЦБ и дальше будет снижаться, как главный драйвер роста, то такая тенденция только усилиться.
Рынок очевидно отвечает ростом спроса на склады, главные тренды последнего года – снижение уровня вакантных складских площадей и увеличение арендных ставок. Собственники складов уже сейчас активно пересматривают условия новых договоров. Их подталкивает к этому в т.ч. и рынок услуг логистической недвижимости, активизировавшийся вследствии роста интернет-сегмента «e-commerce». Онлайн-ритейлеры типа Wildberries, Ozon, «Аптека.ру будут и дальше наращивать объемы складских помещений.
Условно всех владельцев складской недвижимости можно поделить на три основные группы.
- Первая – стратегические собственники, которые владеют складами (в основном класса А) и предлагают их для сдачи в аренду. Есть много примеров, когда частные лица инвестировали собственный капитал в строительство складского комплекса, чтобы впоследствии сдавать его в аренду. Большинство из этих проектов успешны благодаря текущим экономическим тенденциям в том числе.
- Вторая – это инвесторы, которые предлагают получить владение логистической недвижимостью через фининструменты, например участие в инвестфондах через паи, или через покупку акций. Любой человек, обладающий свободными денежными средствами, может получить доступ в объекты институционального качества, ранее доступным только крупным инвестиционным игрокам.
- Третья группа – это компании, которые покупают склады исключительно для собственных нужд. Это производители, торговые сети, дистрибуторы, логистические компании. Но покупка склада этими игроками постепенно уходит в прошлое, его сменяет аренда, и лучше всего это видно на примере торгового ритэйла.
В ситуации роста сегмента «e-commerce» сложно предсказать, как в дальнейшем будет развиваться традиционная розница. Покупая такой склад, ритейлер планирует сделать объект под свои нужды. С одной стороны, это удобно в процессе эксплуатации, с другой – продать такой склад непросто, ведь он запроектирован под предыдущего владельца. Выйти из такого актива – задача более чем сложная, поиск покупателя может длиться в несколько раз дольше, чем при продаже стандартного склада.
А вот производители зачастую сегодня предпочитают покупать склады частично для собственных нужд, частично для сдачи в аренду. Несомненно, это делается для того, чтобы диверсифицировать свои риски – резко нарастить или сократить площади, учитывая существующую конъюнктуру.