Новый сегмент офисного пространства – коворкинг. В переводе с английского «co-working» дословно означает «совместно работающие». Если говорить по-простому, то коворкинг представляет собой сообщество свободных и независимых людей различных профессий, которые объединяются в одном помещении, с целью выполнения определенной работы. Уже до 2023 г. в России запланировано возведение более 40 новых коворкинг-центров.
В регионах РФ достаточно людей, которые хотят развивать свой бизнес. И появление новых форматов офисного администрирования избавляет предпринимателей от необходимости переезжать в столицу и другие крупные ггорода. Любой человек сможет за адекватную цену снять полноценное рабочее место на любой удобный для него срок.
Главной ценностью в коворкинге называют создание некоего бизнес-сообщества, а не банальное предоставление рабочих мест. И эти ценности находят широкий отклик. В эпоху глобализации не так важно географическое положение исполнителя – он может располагаться как в столичном деловом центре, так и в региональном варианте офиса, что продиктовано различными факторами комфортной жизни, включая экологию, близость семьи и т.д.
Первые действующие коворкинг-проекты утверждают следующие исходные данные для потенциальных инвесторов: для окупаемости одного коворкинга необходима загрузка более чем на 70%. Средняя выручка регионального коворкинга, для городов с численностью населения до 500 тысяч, около 2 000 – 2 500 руб. на 1 кв. м в месяц. С учетом основных затрат на эксплуатацию это позволяет гарантированно окупить проект за 3-4 года.
Примерные затраты на обустройство коворкинга в регионе начинаются от 25 000 руб. за 1 кв. м, если здание в состоянии т.н. черновой отделки офисного помещения, т.е. в данном помещении присутствуют только бетонная стяжка, стеклопакеты, подведенные вертикальные коммуникации (кондиционирование, вентиляция) и оно взято в аренду. В эту цену входят отделка, прокладка необходимых коммуникаций, покупка мебели и оргтехники.
Обычно для создания коворкингов берутся уже готовые пространства, например офисные центры или недействующие промышленные объекты (цеха, заводы, склады и т. д.). Если строить объект с нуля, это еще плюс 25 000 руб. на 1 кв. м.
Сегодня, например, в том же Крыму, успешно развиваются т.н. барбер-шопы, точки «кофе с собой», услуги ногтевого сервиса и т. д. Такие сервисы востребованы, если в городе достаточное количество людей с более высокими запросами. Это и есть та самая целевая аудитория для коворкингов.